Последние комментарии

• Arkadij Latyshev22 июля, 0:37
    Мы уже знаем какие сказки сочиняют в интернете.Тисульская принцесса – находка, о которой приказано забыть
  • Николай Загумённов2 июля, 12:01
    Пардон. Рей является частью рангоута.Гипотеза об инопланетной атомной машине по производству "манны небесной"
  • Alex Колес21 июня, 1:32
    Тогда подождём! Если найдется такая планета, то думаю рвануть туда!Начался поиск планет земного типа возле Альфа Центавра

Могут ли луны иметь собственные луны

Наша Луне не имеет собственного естественного спутника. Но возможно ли наличие лун у спутников других планет. И можно ли в таком случае называть такие луны лунами?

Могут ли быть у лун собственные луны? И как их тогда следует называть? © istockphoto.com

Наша Луна, Каллисто у Юпитера и спутники Сатурна Титан и Япет - только эти луны в нашей Солнечной системе теоретически могли бы иметь собственные естественные спутники.

Но о таких сопровождающих до сих пор не известно ничего. Если же такая астрономическая сенсация в непосредственной близости от нас обнаружена не будет, то наверняка астрономы обратят свои взоры на еще не открытые экзолуны, в надежде у них открыть «луны у лун». То, что такие космические «отношения» не стоит исключать, подтвердили Яна Коллмайер из обсерватории Карнеги в Пасадене и Син Раймонд из университета Бордо в статье на arXiv. Для этого соответствующая луна и ее спутник - которого можно было бы называть «сублуной» или «луной луны» -должны соответствовать определенным предпосылкам. Исследователи считают, что соответствующее небесное тело должно находиться настолько близко к своей луне, чтобы она не могла быть притянутой соседней планетой, а гравитация должна связывать луну с собственным спутником. При этом луна луны не должна приближаться к основной луне слишком близко, ибо в противном случае она может быть разорвана гравитационными силами основной луны и планеты или просто выброшена с орбиты своей луны.

Одновременно с этим луны должны иметь достаточно сильную гравитацию, что достижимо, начиная с определенной массы космического тела. К тому же они должны удерживаться на достаточном удалении от своей центральной планеты, чтобы сублуна могла без проблем обращаться вокруг своей луны. В нашей Солнечной системе такая теоретическая возможность существует лишь в отношении четырех названных в начале статьи лун - все остальные для такой «конструкции» либо слишком малы, либо находятся слишком близко к своим планетам. И обязательно должна выполняться еще одна важная предпосылка. Сублуна должна с правильной скоростью оставаться в зоне влияния своей основной луны, дабы продолжать обращаться на орбите вокруг основного спутника планеты, а не сорваться с этой орбиты на орбиту обращения вокруг самой планеты. «Мы можем с довольно большой уверенностью исходить из того, что возле Сатурна или Юпитера не имеется еще неизвестных достаточных по размерам лун», - говорит Мишель Баннистер из Королевского университета Белфаста в интервью изданию NewScientist. Но если бы наша земная Луна имела бы свою сублуну, то она по причине медленного движения нашего спутника была бы просто вышвырнута со своей орбиты прочь от Земли.

Так что желающим обнаружить луны лун, хочешь не хочешь, придется обращать взоры к лунам экзопланет. И все же: первый кандидат на роль экзолуны, вероятно, уже открыт. Причем по размерам он может быть сопоставим с Нептуном. Но это пока только предположение. К сожалению, по сравнению с экзопланетами искать и подтверждать такие экзолуны при современном уровне техники представляется делом почти безнадежным. Так что даже самым нетерпеливым придется еще «немножко» подождать.