Андромеда идет на таран.

Астрономы открыли новое явление - слияние гигантских галактик.

В мае этого года астрономы из Университета Калифорнии получили завораживающие снимки, которые прислал телескоп «Гершель». Две массивные галактики готовятся к столкновению.

- Галактики находятся на расстоянии 60 тысяч световых лет друг от друга — это расстояние равно примерно расстоянию от Солнца до центра Млечного Пути, — пояснил один из исследователей доктор Хай Фу. - Сейчас у них гравитационный танец, и уже имеется мостик между ними, поэтому они в процессе слияния.

А после их объединения возникнет гигантская эллиптическая галактика, которая будет в 11 раз больше Млечного Пути. Новорожденная, которую решили пока назвать скучными буквами и цифрами - HXMM01, будет весить 400 миллиардов масс нашего солнца.

И это не последнее ДТП вселенского масштаба. Ученые НАСА на основе данных, полученных с помощью орбитальной обсерватории «Хаббл», предрекают: скоро и Млечный путь столкнется с нашей соседкой - Андромедой. Пока они находятся друг от друга на расстоянии два миллиона световых лет. Но дистанция сокращается: два огненных колеса беззвучно и величественно катятся навстречу друг другу. Когда они столкнутся, то тоже сольются в одну. Ее хотят назвать красиво - Млечная Андромеда. Тогда в новом мире Солнце вместе с планетами окажутся на задворках: на расстоянии 26 тысяч световых лет от своего теперешнего положения.

Правда, трагедия случится через четыре миллиарда лет. Эту дату специалисты рассчитали, исходя из скорости сближения этих вселенских «колес» - около 300 километров в секунду.

СЛУЧАЙНО ЗАЦЕПИВШИСЬ РУКАВАМИ

Астрофизиков грядущее слияние гигантских мирозданий не удивляет.

- Еще за несколько миллиардов лет до формирования Солнечной системы, Млечный путь тоже появился в результате такого масштабного космического ДТП, - объясняет космолог Роланд ван дер Марел из Научного института космического телескопа (США). - В среднем крупная галактика претерпевает за время своего существования 4-5 слияний, в результате чего из небольшой галактики превращается в крупное скопление звезд.

Как нам объяснили в Астрономическом институте РАН, причина столкновений целых мирозданий проста. Или они расположены так близко друг к другу, что притягиваются. Или, например, спиралевидные могут как бы протягивать друг другу руки — тонкие звездные перемычки — или выбрасывать в противоположные стороны длинные закрученные хвосты. И, случайно зацепившись своими «руками» и «хвостами», сближаются. Лобовые столкновения бывают, но очень редко. Кроме того, две спиральные галактики при столкновении могут превратиться в одну эллиптическую.

Самая близкая к нам пара сталкивающихся звездных островов находится в созвездии Ворона на расстоянии 63 миллиона световых лет. Это пара - NGC 4038 и NGC 4039. Их еще называют «Антенные» галактики, потому что тяготение вырвало из них длинные ленты, состоящие из газа и звезд и напоминающие по форме усики-антенны насекомых.

Что происходит при космическом ДТП, зависит и от геометрии удара, и от скорости, с которой он совершается. При скорости сближения около 200 километров в секунду системы чаще всего сливаются, при 600 километрах в секунду они проходят сквозь друг друга насквозь. А если сближение идет со скоростью до 1000 километров в секунду, галактики разлетаются в клочья.

Известный астроном Жерар де Вокулер на симпозиуме Международного астрономического союза однажды скептически заметил: «После столкновения вы получите искореженный автомобиль, а не новый тип автомобиля». Но энтузиасты настаивают: в мире взаимодействующих галактик очень часто два столкнувшихся автомобиля, как это ни странно, превращаются в лимузин. Более того, космические столкновения - не катастрофа, а источник омоложения космоса. Ведь при каждой «аварии» рождаются миллионы солнц.

ИЗ ДОСЬЕ «КП

И ПЛАНЕТЫ СХОДЯТ С ОРБИТ

21 июля 2005 года стало известно, что в созвездии Овна у звезды BD+20 307 столкнулись две планеты размером с Землю.

19 ноября 2007 года рядом со звездой HD 23514, находящейся на краю звездного скопления Плеяд, у границы созвездия Тельца, над Альдебараном, встретились в недобрый час другие две планеты земного типа. И исчезли с лица вселенной.

17 января 2008 года выяснилось, что планета 2M1207b рядом с коричневым карликом 2M1207 в созвездии Центавр – космическое тело, образованное в результате столкновения двух больших планет.

И судя по всему, наблюдаемые сегодня гибели планет – лишь репетиция перед настоящим космическим апокалипсисом. Исследователи Парижской обсерватории Жак Ласкар и Микаэль Гастино выполнили подробнейшее численное моделирование эволюции орбит планет в Солнечной системе и получили шокирующий результат: Марс может столкнутся с Землей. И также есть вероятность столкновения Земли и Венеры или Меркурия и Венеры. Меркурий вообще может упасть на Солнце или улететь в межзвездное пространство. Правда, случится это должно не ранее, чем через 3 миллиарда лет. Но это – земные расчеты. А вдруг богам захочется «покидать мячи» завтра?