«Прежде было слово» и наука доказала это

Хочу поделиться с сайтом Космос одной из моих ранних публикаций. Данная полушутливая заметка посвящена неожиданной трактовке последних достижений квантовой космологии – науки о происхождении вселенной. Эта интерпретация принадлежит вашему покорному слуге и потому не бесспорна, но даёт пищу для ума и простор для фантазии.

Туманность Бабочка. Ярким скоплениям и туманностям на ночном небе планеты Земля часто дают имена по названиям цветов или насекомых, и туманность NGC 6302 не является исключением. Центральная звезда этой планетарной туманности исключительно горячая: температура ее поверхности составляет около 250 тысяч градусов Цельсия.

– Ну вот, теперь можно и умирать! – возможно так подумали некоторые физики, когда подобно молнии по планете разнеслась новость. Американский физик русского происхождения Алекс Виленкин предложил первую до конца последовательную и пока единственную непротиворечивую теорию возникновения вселенной. Подобно Ньютону, Виленкин тоже «стоял на плечах гигантов». Прежде всего, это Альберт Эйнштейн и Нильс Бор, основоположники теории относительности и квантовой механики.

NGC 5194. Известная как NGC 5194, эта большая галактика с хорошо развитой спиральной структурой, возможно, была первой обнаруженной спиральной туманностью. Хорошо видно, что ее спиральные рукава и пылевые полосы проходят перед галактикой-спутником – NGC 5195 (слева). Эта пара находится на расстоянии около 31 миллиона световых лет и официально принадлежит маленькому созвездию Гончих Псов.

Сейчас трудно найти человека, который не слыхал бы про Большой взрыв, из которого и появилось всё сущее? Как только американский астроном Эдвин Хаббл к своему удивлению обнаружил, что все галактики со всё возрастающей скоростью разлетаются друг от друга, он обратным порядком без труда подсчитал, что вся материя вселенной должна была быть сосредоточена в одной точке около 15 млрд.лет назад. Но это возможно лишь, если допустить, что в незапамятные времена на всю вселенную грянул самый масштабный взрыв в её истории. Красивая теория, легко и надёжно обсчитывается и хорошо согласуется с тем, что видят астрономы. Единственная проблема – первые ничтожные доли секунды, когда материя под действием чудовищной гравитации сжата настолько, что перестают действовать все известные нам механики – Ньютона, Эйнштейна и квантовая.

Галактика Андромеды. Галактика Андромеды – это самая близкая к нашему Млечному Пути из гигантских галактик. Скорее всего наша Галактика выглядит примерно так же, как галактика Андромеды. Эти две галактики доминируют в Местной группе галактик. Сотни миллиардов звезд, составляющих галактику Андромеды, вместе дают видимое диффузное свечение. Отдельные звезды на изображении являются в действительности звездами нашей Галактики, расположенными гораздо ближе удаленного объекта. Галактику Андромеды часто называют M31, так как это 31-й объект в каталоге диффузных небесных объектов Шарля Мессье.

Мы упомянули о всевозрастающей скорости разбегания галактик. Справедливости ради, признаем, что ускоренный характер этого процесса обнаружил не Хаббл. Это выяснилось значительно позже и вызвало настоящую панику среди физиков. Все ожидали, что скорость будет уменьшаться, как вытекало из теории пульсирующей вселенной. Но полученный наблюдательный результат противоречил даже элементарному здравому смыслу. Каждый ребёнок знает, что всякий предмет, подброшенный вверх, рано или поздно падает обратно. Сила, которая заставляет его это сделать – гравитация. Также и вся вселенная рано или поздно под действием гравитации должна вернуться обратно в одну точку, каким бы мощным ни был Большой взрыв. На самом деле всё происходит с точностью до наоборот.

Туманность Лагуна. В яркой туманности Лагуна находится множество различных астрономических объектов. К особенно интересным объектам относятся яркое рассеянное звездное скопление и несколько активных областей звездообразования. При визуальном наблюдении свет от скопления теряется на фоне общего красного свечения, вызываемого излучением водорода, то время как темные волокна возникают из-за поглощения света плотными слоями пыли.

Как только научная публика отошла от шока, к тем, кто не запил горькую, вместо заклинания «всё пропало, шеф, всё пропало», вернулась способность рассуждать здраво. Как всегда в таких случаях, человечество обратилось к пророку – пророку физики Альберту Эйнштейну. Тот правда уже почил в бозе, но пророк на то и пророк, что способен помогать даже с того света.

Туманность Конская голова. Тёмная пылевая туманность Конская голова и светящаяся Туманность Ориона контрастируют на небе. Они находятся на расстоянии 1500 световых лет от нас в направлении самого узнаваемого небесного созвездия. А на сегодняшней замечательной составной фотографии туманности занимают противоположные углы. Знакомая всем туманность Конская голова — это маленькое тёмное облачко в форме головы лошади, вырисовывающееся на фоне красного светящегося газа в левом нижнем углу картинки.

После создания частной и общей теории относительности гений от нечего делать решил применить выведенные им уравнения ни много ни мало ко всей вселенной, в самом деле, зачем мелочиться. Но он не смог получить стационарного решения. Кто бы подумал, но после изнурительных расчётов «пророк» пришёл к самоочевидному выводу, что всё подброшенное падает. Тогда молодой человек, а было Эйнштейну меньше 30 лет, воспользовался лазейкой в своих уравнениях. Сведующие в дифференциальном счислении читатели подскажут, что решение этих математических уравнений допускает добавление постоянных к результату без ущерба для его адекватности. Вот герр Альберт и добавил такую постоянную, и всё сошлось.

Крабовидная туманность. Эта путаница осталась после взрыва звезды. Крабовидная туманность является результатом взрыва сверхновой, который наблюдали в 1054 году нашей эры. Остаток сверхновой наполнен таинственными волокнами. Волокна не просто сложные на взгляд.Протяженность Крабовидной туманности составляет десять световых лет. В самом центре туманности находится пульсар — нейтронная звезда с массой, равной массе Солнца, которая умещается в области размером с небольшой городок.

Правда, после открытия Хаббла Эйнштейн, посыпав голову пеплом, объявил космологическую постоянную своей величайшей ошибкой. Гений ушёл, так и не узнав, что заложил основу теории происхождения вселенной. Когда возникла непосредственная угроза, что физиков скопом отправят подметать улицы, те быстренько освежили память, и вытащили из пыли космологическую постоянную. Надо сказать, что за несколько десятилетий та нисколько не потускнела и сработала, как новенькая. Как только ребята перестали сушить сухари, получив формулу, соответствующую наблюдательным данным, со всей остротой встал вопрос о физическом смысле этой величины. Т.е., доказав что дважды два будет четыре, населению пришлось ещё объяснять, что отражают эти числа в реальной действительности. В физике часто такое бывает.

Звезда V838 Mon. По неизвестным причинам в январе 2002 года внешняя оболочка звезды V838 Mon внезапно расширилась, сделав эту звезду самой яркой во всём Млечном Пути. Затем она снова стала слабой, также внезапно. Астрономы раньше никогда не видели подобную звёздную вспышку.

Надо заметить, вывод прозвучал, как приговор психическому здоровью бельгийского физика Жоржа Леметра, который его сделал. Итак, с динамической точки зрения эта величина выглядела, как сила поверхностного натяжения, будто вакуум это капля воды. Такое бывает при галлюцинациях. С энергетической стороны вывод обнаруживал наличие энергии вакуума, что выглядело, как лёгкая шизофрения. Но в рамках теории относительности постоянная Эйнштейна могла означать только одно – антигравитацию вакуума. А вот это уже психоз, требующий немедленной госпитализации.

Рождение планет. Как формируются планеты? Чтобы попытаться выяснить это, космический телескоп Хаббла получил задание пристально посмотреть на одну из самых интересных из всех туманностей на небе – Большую туманность Ориона. Туманность Ориона можно увидеть невооруженным глазом около пояса созвездия Ориона. Врезки на этом фото показывают многочисленные проплиды, многие из них – это звездные ясли, в которых, вероятно, находятся формирующиеся планетные системы.

А теперь, дети, поговорим о любви… любви к «родной коммунистической партии». Вакуум её очень напоминает – вроде пустота, а дров наломали много. О вакууме, как о пустом пространстве, думали люди тысячи лет, и это не мешало им кушать и даже развивать науку. Первым, кто заподозрил в нём собственную структуру, был один из основоположников квантовой механики Поль Дирак. Но открыв рот, он настолько испугался своей гениальности, что не стал особо настаивать.

NGC 253. Блестящая NGC 253 является одной из самых ярких спиральных галактик, которые мы видим, и в то же время одной из самых запыленных. Некоторые называют ее “галактика Серебрянный доллар”, потому что в небольшой телескоп она имеет соответствующую форму. Другие называют ее просто “галактика в Скульпторе”, потому что она находится в пределах южного созвездия Скульптор. Эта пылевая галактика находится на расстоянии 10 миллионов световых лет от нас.

На самом деле, вакуум только выглядит пустым пространством с нашей макроскопической точки зрения. Опускаясь в глубины микромира на уровень планковских, по имени физика Макса Планка, масштабов расстояния, мы обнаруживаем арену бурной, я бы сказал, бурнейшей деятельности. Векторы всех известных современной физике полей бешено хаотично скачут в разных направлениях. Постоянно возникают и аннигилируют, так называемые, «виртуальные» частицы, которые как бы «занимают» энергию у полей, чтобы спустя мгновение вернуть её обратно. Они потому и называются виртуальными, что время их жизни не оставляет надежды когда-нибудь их экспериментально зафиксировать. Таким образом, космологическая постоянная со всеми своими эффектами представляет лёгкую рябь на макроскопической поверхности океана пространства, когда на большой микроскопической глубине бушует подлинный шторм.

Галактика M83. Галактика M83 одна из самых близких к нам спиральных галактик. С расстояния, которое нас с ней разделяет, равного 15 миллионам световых лет, она выглядит совершенно обычной. Однако, если посмотреть поподробнее на центр M83 с помощью самых больших телескопов, эта область предстанет перед нами бурным и шумным местом.

В таком виде вакуум уже не выглядел пустым. Но самое интересное началось потом. Выяснилось, что вакуумов должно быть несколько. На сегодняшний день, кроме нашего Подлинного, ещё как минимум два – это вакуум Электрослабого взаимодействия и вакуум Великого объединения – их назвали Ложными. Физические статьи стали всё больше походить на священные писания. Если Подлинный вакуум, который нас окружает, обладает сравнительно низкой энергией, то Электрослабый вакуум значительно более энергонасыщен, а вакуум Великого объединения вообще представляет собой самую грандиозную взрывчатку мироздания.

Туманность Кольцо. Она действительно похожа на кольцо на небе. Поэтому еще сотни лет назад астрономы назвали эту туманность согласно ее необычной форме. Туманность Кольцо также имеет обозначения M57 и NGC 6720. Туманность Кольцо относят к классу планетарных туманностей, это газовые облака, которые выбрасывают звезды похожие на Солнце в конце своей жизни. Ее размер превышает диаметр. Это один из ранних снимков Хаббла.

Вакуум, на поверку, оказался столь чудесной субстанцией, перед которой бледнеют и меркнут все мифы и легенды, вместе взятые. Так, согласно квантовой механике, плотность энергии вакуума – величина постоянная, зависящая только от вида вакуума. В то же время за счёт антигравитации при отсутствии материи внутри, он будет расширяться, причём Ложные вакуумы расширяются несравненно интенсивнее, потому что энергии у них на много порядков больше, чем у Подлинного. Расчёты демонстрируют непостижимые умом темпы раздувания Ложного вакуума. Возможно, первого, выполнившего их, американскго физика Алана Гута посетило чувство, хорошо знакомое нам при взгляде на динамику цен супермаркетов – тоже уму непостижимо. Поэтому он назвал это явление инфляцией.

Столб и джеты в туманности Киля. Этот космический газопылевой столб составляет в ширину два световых года. Структура находится в одной из самых крупных областей звездообразования нашей Галактики, туманности Киля, которая видна на южном небе и удалена от нас на 7500 световых лет.

За доли секунды малюсенький кусочек Ложного вакуума достигает видимых размеров вселенной. А как же предел скорости света, спросите вы, ведь ему надо минимум 15 млрд.лет, чтобы преодолеть эти расстояния, а тут доли секунды. Но ваккум это всё-таки пустое пространство с макроскопической точки зрения и на него ограничение скорости не распространяется. Мы же интуитивно чувствуем, что, скажем, геометрический круг можно увеличивать неограниченно быстро? То же касается вакуума.

Центр шарового скопления Омега Центавра. В центре шарового скопления Омега Центавра звезды упакованы в десять тысяч раз плотнее, чем звезды в окрестности Солнца. На изображении видно множество слабых желто-белых звезд, меньше нашего Солнца, несколько оранжевых красных гигантов, а также случайных голубых звезд. Если вдруг две звезды сталкиваются, то может образоваться одна более массивная звезда, либо они образуют новую двойную систему.

Это ещё не взрыв, поскольку нет ни материи, ни энергии, но его преддверие. А теперь вспомним «детство золотое», и подсчитаем результат перемножения постоянной солидной плотности энергии Ложного вакуума на чудовищно растущий объём. Получается сногсшибательная величина. К счастью такие гипер-быстрые процессы имеют нано-малые продолжительности. Ложный вакуум неустойчив и спустя доли секунды разрушается, превращаясь в Подлинный. А вот это уже грандиозно эффектный процесс. Гиганский огненный шар из элементарных частиц, сдобренных чудовищной энергией Ложного вакуума, размером с нашу вселенную – вот как выглядел Большой взрыв на самом деле.

Трехраздельная туманность. Прекрасная разноцветная Трехраздельная туманность позволяет исследовать космические контрасты. Известная также как M20, она находится на расстоянии около 5 тысяч световых лет в богатом туманностями созвездии Стрельца. Размер туманности – около 40 световых лет.

Правда не всякий кусочек Ложного вакуума имеет шанс породить вселенную. Для этого его размер должен превысить критический радиус. Величина эта субатомная, поэтому подход должен быть квантовый. И вот наш соотечественник, американский физик русского происхождения Алекс Виленкин выдвинул идею, что в это состояние микроскопическая протоВселенная могла прийти единственно возможным путём – путём квантового туннелирования. Это мгновенное и без затраты энергии изменение параметров, характерное только для микромира.

Центавр А. Фантастическая куча молодых голубых звёздных скоплений, гигантские светящиеся газовые облака и тёмные пылевые прожилки окружают центральную область активной галактики Центавр А. Центавр A находится близко от Земли, на расстоянии 10 миллионов световых лет.

Ну а дальше начались подлинные чудеса. Уравнения квантовой механики и теории гравитации, как часто именуют Общую теорию относительности, недвусмысленно дали решение исходного состояния квантового скачка в виде точки с нулевыми размерами и нулевой массой. Да-да с нулевыми, и это не желание или предположение, а результат строгого расчёта. Геометрическая точка всегда считалась математической абстракцией, потому что не было тела без размеров. А тут оказывается что было, да не просто было, но из неё точки возникло всё сущее.

Две сталкивающие галактики со слившимися спиральными рукавами. На этом замечательном космическом портрете изображены две сталкивающие галактики со слившимися спиральными рукавами. Выше и левее большой спиральной галактики из пары NGC 6050 можно увидеть третью галактику, которая также, вероятно, участвует во взаимодействии. Все эти галактики находятся на расстоянии около 450 миллионов световых лет от нас в скоплении галактик в Геркулесе. На таком расстоянии изображение охватывает область размером более 150 тысяч световых лет. И хотя этот вид кажется весьма необычным, сейчас учёные знают, что столкновения и последующие слияния галактик не редкость.

На протяжении веков материалистам всех мастей очень хотелось, чтобы мир возникал из ничего. Им казалось, так можно избавиться от бога. Мешала мелочь – идея видимым образом противоречила известным тогда законам природы. А тут строгая наука дала желаемое бесплатно.

Спиральная галактика NGC 3521. Спиральная галактика NGC 3521 находится на расстоянии всего лишь 35 миллионов световых лет от нас в направлении на созвездие Льва. Галактика, простирающаяся на 50 000 световых лет, обладает такими особенностями, как рваные спиральные рукава неправильной формы, украшенные пылью, розоватые области звездообразования и скопления молодых голубоватых звёзд.

Первое возражение, которое навскидку приходит в голову, а как же закон сохранения массы-энергии (ведь помните, Е=Мс2). Неумолимая математика показывает, что в рамках вселенной положительная энергия массы в точности компенсируется отрицательной энергией гравитации. В самом деле, если масса в случае аннигиляции выделяет колоссальную энергию, мизерную часть которой мы можем оценить на примере ядерного взрыва, то с гравитацией всё наоборот. Когда кирпич падает на землю, то его энергия уменьшается. Значит, чтобы разделить гравитационные массы вселенной, нужно энергию затратить. Окончательный баланс «сотворения мира» сводится к нулю, тому самому нулю, который был у исходной точки. В общем, научному сообществу пришлось подойти к идее Виленкина серьёзно.

Детали структуры джета. Несмотря на то, что этот необычный выброс был впервые замечен в начале двадцатого века, его происхождение все еще является предметом обсуждений. Показанная выше картинка, полученная в 1998 году космическим телескопом им.Хаббла, четко демонстрирует детали структуры джета. В наиболее популярной гипотезе предполагается, что источником выброса явился разогретый газ, вращающийся вокруг массивной черной дыры в центре галактики.

Вторая проблема всех теорий «начала» мира, а что было до того. Как математически доказал учёный, вселенная «есть пошла» из точки, т.е. области без размеров. Ну, где нет размеров, там нет пространства, это понятно. А как со временем? По своему опыту мы знаем, что время проявляется в виде каких-то изменений, которые в микромире принимают свою изначальную форму механического движения. Но без пространства некуда двигаться, а значит не может быть времени. Постановка вопроса теряет смысл. Нет никакого «до».

Галактика Сомбреро. Вид галактики M104 напоминает шляпу, поэтому ее и назвали галактикой Сомбреро. На картинке видны отчетливые темные полосы пыли и яркое гало из звезд и шаровых скоплений. Причины, по которым галактика Сомбреро похожа на шляпу – необычно большой центральный звездный балдж и плотные темные полосы пыли, находящиеся в диске галактики, который мы видим почти с ребра.

Третье существенное достоинство новой теории состоит в элегантном разрешении проблемы «курицы и яйца». В самом деле, стоит кому-то сказать, что вселенная, как «курица», произошла из какого-то «яйца», тут же возникает вопрос, а что стало первопричиной этого «яйца». Но в парадоксальном квантовом мире микроскопических масштабов события не требуют причины, причину имеют лишь вероятности их появления.

M17: вид крупным планом. Сформированные звездными ветрами и излучением, эти фантастические, похожие на волны образования находятся в туманности M17 (Туманность Омега) и входят в область звездообразования. Туманность Омега находится в богатом туманностями созвездии Стрельца и удалена на расстояние 5500 световых лет. Клочковатые сгущения плотного и холодного газа и пыли освещены излучением звезд, находящихся на изображении вверху справа, в будущем они могут стать местами звездообразования.

На первый взгляд всё вполне материалистично, вселенная возникает путём квантового скачка из «ничего» и «никогда» безо всякой причины. «А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, что осталось на трубе?» – я не сошёл с ума, хотя мир оказывается похлеще любого театра абсурда, но, внимательно прочитав последнюю фразу, ловишь себя на мысли, что и здесь остаётся на трубе своё И. Чтобы квантовый переход произошёл, должна, как минимум, существовать… квантовая механика. Так что Большой скачок, а следовательно и мироздание, произошли из законов квантовой механики примерно 15 млрд. лет назад, буквально произошли, как в сказках, по «щучьему велению», по Божьему хотению. Но законы нематериальны, скажете вы, и будете абсолютно правы.

Туманность IRAS 05437+2502. Что освещает туманность IRAS 05437+2502? Пока точного ответа нет. Особенно загадочным представляется яркая дуга в форме перевернутой буквы V, которая очерчивает верхний край похожих на горы облаков межзвездной пыли, находящихся около центра картинки. В общем, эта напоминающая призрак туманность включает небольшую область звездообразования, заполненную темной пылью.Она была впервые замечена на снимках, полученных спутником IRAS в инфракрасном свете в 1983 году. Здесь показано замечательное, недавно опубликованное изображение, полученное космическим телескопом им.Хаббла. Хотя на нем и видно много новых деталей, причину возникновения яркой, четкой дуги установить не удалось.

Таким образом, естественнонаучные законы природы, т.е. чистая информация реально являются первопричиной и первоисточником материального мира и с этой точки зрения представляют часть того, что большинство религий называет Богом. Тут не могу не процитировать излюбленного мною места из одной очень известной монографии – Евангелия от Иоанна. Как бы Вы определили понятие информация в терминах первого века от рождества Христова да ещё для аудитории из крестьян и рыбаков? Правильно – Слово, других неутилитарных, т.е. не имеющих двойного назначения, носителей информации в то далёкое время просто не было. И вот что мы читаем:

Прежде было Слово,

И Слово было у Бога,