Межзвездный астероид Оумуаму начал раскрывать ученым свои тайны

Астрономы приступили к наблюдению за астероидом, который вошел в Солнечную систему из межзвездного пространства. Свои наблюдения ученые проводят при помощи различных телескопов, в частности, с помощью телескопа VLT, расположенного в Европейской южной обсерватории.

Астероид Оумуамуа. Иллюстрация ESO/M. Kornmesser

Первые данные говорят о том, что прежде, чем зайти к нам в «гости», астероид блуждал по Вселенной миллионы лет. Его форма сильно вытянута, а окрас приближен к темно-красному оттенку. По своей структуре он напоминает что-то среднее между камнем и металлом; сейчас астрономы не могут сравнить Оумуамуа ни с чем известным им в нашей системе. Результаты работы опубликованы в научном издании Nature.

19 октября текущего года телескопом Pan-STARS 1 была обнаружена серебристая точка, которая осуществляла движение по звездному небу. Изначально она была принята за обыкновенный астероид, но после произведенных расчетов ее орбиты стало ясно, что зафиксированный космический объект образовался вне пределов Солнечной системы, как это бывает с большинства телами, которые наблюдаются астрономами на небе.

Было сделано предположение, что новый объект является кометой, но после того, как он прошел вблизи от Солнца, ученые не смогли зафиксировать какие-либо признаки кометной активности. Именно в тот момент астероиду было дано название 1/2017 U1 (Oumuamua), а сам он был отнесен к межзвездным объектам.

По словам Оливье Эйно, одного из исследователей из Европейской южной обсерватории, работать команде приходилось максимально быстро, так как астероид уже прошел точку сближения Солнца и вновь направился в межзвездное пространство.

Чтобы успеть определить размеры и цвет космического тела в работе был задействован телескоп VLT. Свет Оумуамуа становился все слабее, а сам объект быстро удалялся. Но впереди ученых ждала масса сюрпризов.

Произведя комбинацию фотографий, полученных при помощи VLT с приемником FORS в 4х фыильтрах, с фотоснимками, которые были сделаны другими телескопами в мире, ученые во главе с Карен Мич сделали уникальное открытие — астероид менял свою яркость в десятки раз при вращении вокруг своей оси. Период его вращения составляет 7,3 часа.

Такое явление, как объясняют ученые, возможно при слишком удлиненной форме объекта, когда его длина во много раз превышает диаметр. Причем форма Оумуамуа характеризуется довольно сложными геометрическими искривлениями. Также был установлен цвет астероида — темно-красный. Такой оттенок характерен для большинства космических тел, двигающихся во внешних областях нашей системы.

Полученные данные говорят о том, что Оумуамуа является каменным или металлическим телом, на котором полностью отсутствует вода или лед. Свой цвет астероид приобрел под воздействием космических лучей на протяжении всего срока своего существования. Ученые оценивают длину объекта в 400 метров.

Первоначальные вычисления говорят о том, что астероид прилетел к нам из созвездия Лиры, а если быть более точным, от звезды Вега. Но даже при его сумасшедшей скорости в 90 тысяч км/ч, объекту потребовалось огромное количество времени, чтобы достичь нашей Солнечной системы. Наверное. Оумуамуа миллионы лет скитался по Млечному пути, прежде чем на его пути оказалась наша система.

Как утверждают специалисты, хотя бы один раз в год такие межзвездные «странники» проникают во внутреннюю часть Солнечной системы, но из-за малого показателя освещенности, ученым трудно регистрировать их. Этот вопрос должны решить появившиеся недавно широкоугольные телескопы, такие как Pan-STARS.

Источник - kosmos-x.net.ru .