Новые и откорректированные признаки существования Девятой планеты

Спустя три года после того, как астрономы Майк Браун и Константин Батыгин впервые опубликовали свою теорию существования еще одной, девятой планеты во внешней Солнечной системе, два астронома Калифорнийского технологического института нашли новое доказательство существования это неоткрытой девятой планеты - Planet Nine. В то же время они откорректировали свои предыдущие расчеты по массе и расстоянию планеты от Солнца.

Планеты нашей Солнечной системы вместе с пока еще гипотетической Девятой планетой (рисунок).

© James Tuttle Keane/Caltech

С одной стороны, дуэт из Калифорнийского технологического института уже описал в номере издания Astronomical Journal за 22 января 2019 г. так называемое «орбитальное скопление», то есть воздействие на орбитальные свойства сразу целой группы транснептуновых объектов (больших ледяных тел за пределами орбиты Нептуна) неизвестной до сих пор гравитацией во внешней Солнечной системе и, следовательно, подкрепил основы теории существования Девятой планеты.

Батыгин и Браун, в свою очередь, отвечают на различные критические замечания в отношении своей теории P9, которая в основном ставит под сомнение такую кластеризацию и вместо этого предполагает, что ранее наблюдаемые соответствия орбитальных аберраций могли фактически быть артефактами наблюдений или предвзятостью авторов, которая является следствием их собственной теории. Вкратце это выглядит так: каждый, у кого уже есть своя теория, продолжает осуществлять поиск в массах данных лишь до тех пор, пока не будут обнаружены объекты с соответствующими отклонениями - независимо от их причины.

Чтобы противостоять этой критике и действительно перепроверить себя, Браун и Батыгин разработали метод расчета вероятностей того, может ли создаваемая кластеризация оказаться, так сказать, ложной. Вероятность того, что это обвинение может оказаться справедливым, составляет, как утверждается в статье, 1: 500.

При этом Браун и Батыгин замечают: «Этот анализ не подтверждает напрямую то, существует ли Девятая планета на самом деле или нет. Но это показывает, что наша теория, по крайней мере, зиждется на прочном фундаменте».

Во второй статье, опубликованной предварительно на ArXiv.org и готовящейся к выходу в следующем номере журнала Physics Reports, два астронома представляют результаты тысяч расчетов новых компьютерных моделей динамического развития внешней Солнечной системы, на основании которых можно делать умозаключения о природе все еще гипотетической Девятой планеты. К таковым относится и предположение, что сама планета может быть меньше по размерам и ближе к Солнцу, чем считалось ранее.

Эта иллюстрация показывает орбиты далеких объектов в Поясе Койпера и орбиту Девятой планеты. Фиолетовые орбиты представляют те объекты, на орбиту которых влияет гравитация предполагаемой планеты, и которые вместе отклоняются в так называемой кластеризации. Напротив, зеленые орбиты показывают объекты, которые подвержены гравитационному влиянию планеты Нептун и разбросаны значительно более широко (рисунок). © James Tuttle Keane/Caltech

Вместе со своими коллегами Фредом Адамсом и Джульеттой Беккер из Мичиганского университета, Браун и Батыгин теперь исходят из того, что масса Девятой планеты имеет массу всего лишь около пяти масс Земли, а полукруглая орбитальная полуось ее составляет всего 400 астрономических единиц (AE = расстояние Земля-Солнце). До сих пор Браун и Батыгин предполагали, что Р9 могла бы составлять порядка 10 земных масс и обращаться вокруг Солнца в 20 раз дальше, чем Нептун, что соответствовало бы полуоси около 700 АЕ. Это не только делает планету меньше и ближе к Солнцу, но и ярче, чем считалось ранее.

«С пятью земными массами Девятая планета, скорее всего, представляет собой планету, которая соответствует так называемым суперземлям, известным до сих пор только по внесолнечным планетным системам», - объясняет Батыгин. К суперземлям причисляют планеты с массой от массы нашей Земли до массы газовых гигантов. «И это стало бы долгожданным и отсутствующим в нашей Солнечной системе звеном между классами планет, поскольку они встречаются почти во всех других ранее известных множественных системах с отдаленными звездами солнечного типа», - говорят авторы.

Хотя Браун и Батыгин заявляли с самых первых презентаций своей теории Девятой планеты, что они также не исключают возможности того, что планеты этой не существует, в своих двух недавних исследованиях они подчеркнули, что «с каждым новым анализом динамики тел во внешней Солнечной системе, признаков существования Девятой планеты становится все больше».

«Наилучшее в нашей гипотезе те, что она может быть подтверждена наблюдениями», - заключает Батыгин. - «А перспектива когда-нибудь увидеть Девятую планету абсолютно завораживает. И хотя открытие Девятой планеты является астрономическим вызовом, мы полны оптимизма и надеемся, что найдем ее в течение следующих десяти лет».