Безоблачная весна пришла на север Титана, сообщают ученые

МОСКВА, 22 сен — РИА Новости. Безоблачная весенняя погода установилась в северных широтах спутника Сатурна Титана, утверждает команда ученых из США и Франции, изучавшая атмосферу этой луны с помощью зонда «Кассини» и обнародовавшая результаты своей работы во вторник на Европейском планетологическом конгрессе в Риме.

Ученые обнаружили существенные атмосферные изменения на Титане, произошедшие в период между июлем 2004 года (началом лета в южном полушарии) и апрелем 2010 года — приходом весны в северном полушарии. Анализ полученных данных показал уменьшение облачности вблизи обоих полюсов Титана. Эти области были затянуты облаками в течение последнего лета в южном полушарии, за несколько месяцев до наступления равноденствия в августе 2009 года.

Данные об атмосфере Титана были получены с помощью расположенного на борту зонда «Кассини» спектрометра для инфракрасного и видимого диапазона VIMS. Всего было получено более 20 тысяч изображений. Для обработки с помощью компьютерной программы ученые выбрали 2 тысячи наиболее качественных снимков. «Даже этого количества нам хватило, чтобы детально описать поведение облаков на Титане», — поясняет руководитель работы Себастьян Родригес (Sebastien Rodriguez) из Университета Париж  Дидро.

Как следует из результатов наблюдений, облака в основном группировались в трех различных областях Титана. Набольшая облачность была отмечена на северном полюсе, неоднородное облако наблюдалась около южного полюса; кроме того, узкий пояс облаков присутствовал приблизительно в 40 градусах южнее экватора.

«Мы получили доказательства сезонного изменения облачности на Титане. Облака вблизи южного полюса полностью исчезли как раз перед равноденствием. Сократилось количество облаков и на севере Титана. Наши результаты согласуются с предсказаниями на основе ранее созданных моделей, и теперь мы ожидаем увидеть “переход” облаков с одного полушария на другое в течение ближайших десяти лет — по мере приближения зимы в южном полушарии», — сказал Родригес.

Для интерпретации результатов наблюдений ученые использовали глобальные климатические модели, ранее созданные французским климатологом Паскалем Ранну (Pascal Rannou) из парижского Института Пьер Симон Лаплас.

Состав облаков на Титане различен. Ранее анализ данных с зонда «Кассини» показал, что на Титане расположены моря из жидких углеводородов. Облака в северном полушарии, формирующиеся зимой в тропосфере Титана на высоте 30-50 километров, обогащены испаряющимся этаном. Облака в южном полушарии состоят из паров метана.

«Мы многое узнали о климате Титана с тех пор, как “Кассини” прибыл к Сатурну, но нам еще есть что узнавать. По мере расширения миссии этого зонда у нас будет возможность ответить на ключевые вопросы о метеорологии этой удивительной луны», — подытожил Родригес. По мнению ученых, длительные наблюдения за миграцией  облаков на Титане важны для понимания особенностей метеорологического цикла этой луны.

Космический аппарат «Кассини» был запущен в октябре 1997 года вместе с европейским посадочным зондом «Гюйгенс». Аппарат прибыл в систему Сатурна в 2004 году. «Гюйгенс» совершил посадку на Титан, а «Кассини» продолжает исследования системы Сатурна уже почти шесть лет.

В феврале 2010 года сроки миссии «Кассини» были продлены до 2017 года. Это позволит изучить сезонные и другие долговременные изменения на Сатурне и его лунах. Зонд прибыл к точке назначения в 2004 году, вскоре после зимнего солнцестояния в северном полушарии планеты, а продление миссии позволит ученым проследить за процессами в системе до летнего солнцестояния в мае 2017 года и получить таким образом полную картину сезонных изменений.

Титан — единственный из всех спутников в Солнечной системе, который обладает плотной атмосферой, состав которой наиболее близок (по сравнению со всеми другими телами Солнечной системы) составу земного воздуха — на 98% она состоит из азота, на 1,6% — из метана. Сила притяжения на Титане — примерно 1/7 земного, а давление атмосферы у поверхности — примерно в полтора раза больше давления на поверхности Земли. Один год на Титане приблизительно равен 30 земным годам.

Подробнее: http://news.mail.ru/society/4472479/

Решена старая загадка ледяной шапки южного полюса Марса

Собственно говоря, ледяные массы вообще не должны там собираться и задерживаться, но взаимодействие сразу трех факторов предотвращает их дестабилизацию.

Южный полюс Марса покрыт наложившимися друг на друга многочисленными слоями льда из углекислого газа и воды. Фото: NASA/JPL

Марс - разумеется, помимо Земли - самая изученная планета в нашей Солнечной системе. Уже десятки зондов внимательно исследовали и исследуют Красную планету, как с орбиты и во время облета Марса, так и непосредственно на его поверхности.

Советские, американские, европейские и индийские миссии смогли ответить на многие остававшиеся до поры до времени без ответа вопросы, но новые наблюдения привели и к многочисленным новым загадкам. Одна из них связана с огромной, толщиной около километра, шапкой из углекислого газа и водяного льда на южном полюсе Марса. Ученым до сих пор было неясно, например, наблюдается ли там слоистая структура ледяных масс и существует ли у этой шапки связь с СО2 в марсианской атмосфере.

Точная симуляция

Одна из основных гипотез формирования ледяных слоев связана со слегка наклоненной осью вращения Марса, которая склоняется к Солнцу и отклоняется от него в течение года. И вот теперь новое моделирование подкрепило это объяснение. «Когда разрабатываешь модель, то обычно не ожидаешь, что ее результаты настолько приблизятся к наблюдениям», - говорит Питер Бюлер, планетолог из Лаборатории реактивного движения NASA. - «Но толщина слоев, предполагаемая нашей моделью, идеально совпадает с радиолокационными измерениями со спутников».

Когда в южном полушарии Марса господствует лето, его южный полярный ледяной покров сокращается до минимума. Снимок был сделан аппаратом NASA Mars Global Surveyor (апрель 2000 г.). Фото: NASA

Самое же странное в южной полярной шапке - это то, что она просто не должна существовать в таком виде: водяной лед термически более стабилен и темнее по цвету, чем лед CO2, поэтому ученые склонны были ожидать, что лед углекислого газа дестабилизируется при попадании под водяной лед. Но, как стало известно, шапка содержит столько же CO2, сколько вся теперешняя атмосфера Марса.

Три причины, почему ледяная шапка южного полюса существует

Согласно модели Бюлера и его команды, представленной в журнале Nature Astronomy, дестабилизации льда CO2 препятствовали три фактора: изменение наклона Марса при движении вокруг Солнца, различия в принципе, которым оба типа льда отражают солнечный свет и изменение атмосферного давления, когда лед СО2 сублимирует, то есть переходит в газообразное состояние.

Южная полярная шапка Марса в конце зимы. Постоянный ледяной покров в центре окружен сезонным льдом, который постепенно исчезает в последующие месяцы (Mars Global Surveyor, сентябрь 2001 г.). Фото: NASA

«Шатание» оси вращения Марса, так называемая прецессия, влияет на сезонное количество солнечного света, достигающего полюсов, как это происходит и на Земле. При этом в определенные месяцы лед СО2 образуется, а в другие месяцы сублимирует. Со временем меняющийся климат Красной планеты привел к тому, что не каждый раз лед СО2, когда это ему «положено», сублимирует, а вместо этого слои льда СО2 и водяного льда накладываются друг на друга. При этом модели демонстрируют, как этот процесс изменяет атмосферное давление: от четверти до двойного уровня наблюдаемого сейчас марсианского давления.

Старше 500 тысяч лет

По словам ученых, этот процесс наблюдается уже в течение примерно 510 тысяч лет, то есть с момента последней фазы экстремальной солнечной радиации, когда весь лед CO2 испарился в атмосферу Марса. «Наши предположения о колебаниях давления в марсианской атмосфере имеют основополагающее значение для понимания развития марсианского климата», - говорит Бюлер. - «И, конечно же, для понимания былой потенциальной пригодности Марса для жизни».

Черная дыра вместо солнца: благоприятные для жизни зоны вокруг черных дыр возможны