Астроновости за последние дни (14.06.16)

Под облаками на экзопланетах может скрываться вода

Астроновости за последние дни

Поиски воды на экзопланетах имеют большое значение, представляя особенный интерес в случае «горячих юпитеров», планет, массы которых сравнимы с массой крупнейшей планеты Солнечной системы, но которые лежат на очень узких орбитах вокруг родительских звезд. Температуры на поверхностях этих планет могут достигать 2000 градусов Цельсия, поэтому вода на них может находиться лишь в форме водяного пара.
Астрономы обнаружили немало горячих юпитеров, в атмосферах которых присутствует вода, однако на других из этих планет воды обнаружено не было вовсе. В новом исследовании ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА, США, предприняли попытку выяснить, что общего имеют между собой атмосферы всех этих гигантских планет.
Исследователи изучили в своей работе группу горячих юпитеров, состоящую из 19 планет, наблюдения которых проводились при помощи космического телескопа НАСА «Хаббл». Они обнаружили, что атмосферы примерно половины из этих планет были заблокированы от наблюдений облаками.
«Целью нашего исследования было определить, имеются ли у атмосфер этих планет общие свойства», - сказала Айшварья Лайер из Лаборатории реактивного движения НАСА.
Основным выводом из этой работы стало то, что почти для каждой из изученных планет облака блокируют от наблюдений примерно половину атмосферы. Исследователи отмечают, что пока не могут точно определить природу этих облаков, включая химический состав их вещества.
Результаты этого исследования могут помочь при выборе целей для будущих наблюдений при помощи строящегося в настоящее время космического телескопа «Джеймс Уэбб». Экзопланеты с толстым слоем облаков, блокирующим от наблюдений воду и другие вещества, станут с учетом этих новейших результатов менее приоритетными в списке потенциальных целей для исследования.

Работа опубликована в журнале Astrophysical Journal.

Молодая звезда отрывает внешние слои от горячего юпитера

Астроновости за последние дни

Астрономы, проводившие поиск самых молодых планет в нашей галактике, обнаружили убедительные свидетельства существования уникального экземпляра планеты – недавно сформированного «горячего юпитера», внешние слои которого отрываются под действием излучения звезды, вокруг которой планета обращается с периодом 11 часов.
«Лишь немногие из известных науке планет лежат на таких узких орбитах, однако, если принять во внимание ещё и то, что этой звезде всего лишь 2 миллиона лет, то эта планета становится поистине уникальной!», - сказал астроном Кристофер Джонс-Крулл из Университета Райса, США, главный автор нового исследования, объектом которого стала гигантская газовая планета, движущаяся по орбите вокруг звезды PTFO8-8695, расположенной в созвездии Ориона.
«Пока что мы не можем с абсолютной уверенностью утверждать, что этот объект является планетой, так как у нас нет достоверной информации о его массе, однако наши наблюдения демонстрируют много косвенных подтверждений планетной природы объекта», - сказал Джонс-Крулл.
Получившая название PTFO8-8695 b, эта предполагаемая планета обращается вокруг звезды, лежащей на расстоянии примерно 1100 световых лет от Земли, и её масса, по оценкам, составляет не менее двух масс Юпитера.
Согласно предлагаемому авторами исследования сценарию происхождения этой планеты, она сформировалась на значительном расстоянии от родительской звезды, а затем мигрировала ближе к звезде, туда, где сейчас происходит её активное разрушение.

Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal.

Астрономы проникают в тайну происхождения необычных сверхновых

Используя данные, полученные при помощи телескопов Optical and Infrared Synergetic Telescopes for Education and Research (OISTER), расположенных на территории Японии, Масаюки Яманака из Конанского университета, Япония, с сотрудниками показал, что происхождение необычных сверхновых может быть объяснено при помощи «аккреционного сценария». Исследователи открыли аномально мощное инфракрасное излучение, идущее со стороны «необычной сверхновой» SN 2012dn, которое до настоящего времени никогда не наблюдалось для сверхновых типа Ia. В результате проведения подробного анализа ученые выяснили, что это инфракрасное излучение испускает материал, выброшенный из родительской системы.
Сверхновые типа Ia характеризуются постоянной при переходе от одной вспышки к другой светимостью, поэтому используются в качестве «стандартных свечей» при измерениях космических расстояний вселенского масштаба. Так называемые «необычные сверхновые» этого типа, однако, характеризуются аномально высокой яркостью, по поводу происхождения которой ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Сегодня предлагаются две основные версии происхождения необычных сверхновых типа Ia: «аккреционный сценарий» и «сценарий слияния». Первый из этих механизмов предполагает, что в родительской системе сверхновой присутствуют белый карлик и звезда-компаньон, которая постепенно теряет материю, перетекающую на белого карлика до его взрыва, в то время как альтернативный сценарий предполагает взрывное объединение двух белых карликов.
Обнаруженное в ходе наблюдений сверхновой SN 2012dn ИК-излучение, указывающее на присутствие извергнутого из родительской системы газа в окрестностях сверхновой, таким образом, стало свидетельством в пользу «аккреционного сценария» происхождения необычных сверхновых типа Ia, считают авторы работы. Часть материи, перетекающей от нормальной звезды к белому карлику, рассеялась в окрестностях системы и стала источником наблюдаемого ИК-излучения, поясняют они.

Работа вышла в журнале Publications of the Astronomical Society of Japan.

Зазубренные края возвышенностей Плутона

Данное изображение в усиленных цветах, полученное автоматической межпланетной станцией NASA New Horizons, дает увеличение юго-восточной части обширных ледяных равнин Плутона. Справа внизу видна зубчатая граница равнин – это темные возвышенности, неофициально названные Макула Круна. (Крун – хозяин подземного мира в мандейской религии, макула – темная область на поверхности планеты.)
Считается, что Плутону придает темно-красный оттенок толины, сложные молекулы, обнаруженные на большей части поверхности Плутона. Макула Круна возвышается на 2,5 км над окружающей его равниной, неофициально названной плато Спутник; макула вся изрезана группами соединенных округлых лунок, достигающих от 8 до 13 км в диаметре и 2,5 км в глубину.
На границе с плато Спутник лунки формируют глубокие впадины, покрытые азотным льдом и достигающие в длину 45 км, 20 км в ширину и почти 3 км в глубину, что почти в 2 раза глубже Большого каньона в Аризоне. Работающие над проектом «Новые горизонты» ученые полагают, что эти впадины могли образоваться в результате провала поверхности, однако остается загадкой, что могло вызвать такого рода провалы.
Составное изображение было создана на основе изображений, полученных с трех отдельных наблюдений, сделанных New Horizons в июле 2015. Разрешение правой части изображения составляет 80 метров на пиксель; изображение сделано с камеры Long Range Reconnaissance Imager (LORRI) на расстоянии 15 850 км от Плутона за 23 минуты до максимального сближения New Horizons с Плутоном. Разрешение левой части составного изображения составляет 125 метров на пиксель; изображение получено за 6 минут до первого с расстояния в 24 900 км от Плутона.
Составное изображение позже обрело цвета на основе изображения с разрешением 680 метров на пиксель, полученного с камеры Ralph/Multispectral Visual Imaging Camera (MVIC) на расстоянии 33 900 км от Плутона, т.е. за 45 минут до максимального сближения.

Плутон – гигантская космическая «лавовая лампа», выяснили астрономы

Подобно тому, как это происходит внутри замысловатого светильника, называемого «лавовой лампой», обширные участки ледяной поверхности Плутона обновляются в конвективном процессе, выяснили ученые.
Объединив компьютерные модели с данными по топографии и химическому составу поверхности Плутона, полученными космическим аппаратом НАСА «Новые горизонты» прошлым летом, члены научной команды этой миссии смогли определить глубину слоя твердого льда из азота на территории, лежащей в границах «сердца», отчетливо различимого на снимках поверхности карликовой планеты и представляющего собой обширную равнину, которая получила неофициальное название равнины Спутник. Кроме того, ученые смогли установить, насколько быстро происходит движение этих льдов.
При помощи современных методов компьютерного моделирования ученые миссии во главе с Уильямом МакКинноном из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, США, показали, что поверхность равнин Спутник покрыта ледяными, постепенно перемещающимися конвективными «ячейками», составляющими 15-50 километров в диаметре, возраст которых не превышает одного миллиона лет.
МакКиннон и его коллеги считают, что форма этих ячеек обусловлена медленной тепловой конвекцией льда из азота, доминирующего на равнинах Спутник. Согласно построенной ими модели твердый азот постепенно погружается в слой находящей под ним жидкости на глубину порядка нескольких километров, но по мере погружения разогревается за счет тепла, выделяемого в недрах Плутона, и вновь всплывает наверх. Продолжительность такого цикла согласно расчетам, проведенным авторами работы, составляет порядка 500000 лет.
Эти находки позволяют глубже понять необычную геологическую активность Плутона и, возможно, других подобных ему объектов, находящихся на краю нашей Солнечной системы.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

astronews.ru

Необъяснимые ослабления блеска звезды KIC 8462852

Авторы и права: НАСА, Лаборатория реактивного движени – Калтех

Почему блеск звезды KIC 8462852 колеблется? – Никто не знает. KIC 8462852 – звезда, похожая на наше Солнце, была одной из многих далеких звезд, за которыми следил автоматический спутник НАСА Кеплер для обнаружения возможных планет. Любители астрономии, исследующие его данные со своими компьютерами, обнаружили этот необычный объект. Блеск звезды ослабевал примерно на 20 процентов на несколько месяцев в случайные моменты времени, а затем восстанавливался. Обычные причины потускнения – затмения обращающимися вокруг звезды планетами или спутниками звезды не согласуются с нерегулярным характером ослаблений блеска. В настоящее время обсуждается теория, согласно которой свет затмевается облаком комет или остатков разрушившейся планеты. Однако это предположение не объясняет того, что сама звезда стала немного слабее за последние 125 лет. На картинке показано, как художник представляет себе разрушение планеты, она изображает другую систему – NGC 2547-ID8, для которой инфракрасные наблюдения показывают свидетельства такого явления. Недавние наблюдения KIC 8462852 не зарегистрировали инфракрасного свечения близкого к звезде пылевого диска, однако остается возможность, что такой диск в системе может находиться дальше от звезды. Для решения проблемы планируются новые наблюдения, и, конечно, будут выдвигаться новые предположения о природе этой системы.

astronet.ru